Музыкальные инструменты входящие в симфонический оркестр

           Прокофьев сам сочинил текст этой сказки. Сперва она называлась так: «Как Петя перехитрил волка». А потом Прокофьев назвал её просто – «Петя и Волк». Это большое сочинение, для большого симфонического оркестра. Сколько времени могло уйти у него на сочинение такой сказки? Ровно неделя. Первое исполнение состоялось под управлением самого Прокофьева, он сам дирижировал этой сказкой.
           Замысел такой до него никогда ещё ни у кого не возникал. Прокофьев был первый, который решил научить ребят, что такое симфонический оркестр, научить их не в форме урока, а в форме увлекательной симфонической сказки.

           В сказке Петя и Волк музыкальные инструменты, входящие в симфонический оркестр, соответствуют каждому действующему лицу этой сказки. В этой сказке Прокофьев объединил действующих лиц из двух как будто бы миров. Из одного мира – настоящих, обыкновенных живых людей. А с другой стороны действуют Птичка, утка, кошка, Волк… Причём, они думают по-человечески и даже почти по-человечески разговаривают, то есть во всяком случае умеют разговаривать с Петей.

           Каждому действующему лицу в сказке «Петя и Волк» С.С. Прокофьев дал не только свою музыку, т. е. разные мелодии, но он каждую мелодию, каждого действующего лица, дал определенному какому-то музыкальному инструменту.

           Тема Пети звучит у струнных, в тех музыкальных инструментах, которые наиболее человечны, как мы говорим, наиболее эмоциональны. Когда вы услышите струнные инструменты в этой сказке, даже если они будут играть чуть-чуть другую музыку, вам сразу покажется, что это вошёл Петя.

           Тема Птички. Ну, если бы вы сочиняли такую сказку, какому музыкальному инструменту вы бы поручили изображать Птичку? Флейте. Ну, флейте, конечно. Прокофьев решил – нужно делать самое простое. Теперь и Птичку вы узнаете всегда, когда бы она ни появилась.

           Тема Утки. Ну, Утку не так легко было, вероятно, придумать. Тут нужно было в музыке, во-первых, передать ощущение очень большой её неуклюжести. Прокофьев дал Утку изобразить гобою – музыкальному инструменту, который, особенно в низком регистре, даёт такой тяжелый немножко и немножко неуклюжий звук. И как будто Утка крякает.

           Деревянный музыкальный инструмент – кларнет. Самые низкие звуки кларнета изображают у Прокофьева Кошку. Она изображена такой, как будто очень мягкой, очень такой изящной, а, вместе с тем, она очень хитро и вкрадчиво крадётся. И потом – умеет царапаться? Это из музыки видно.

           Деревянный духовой инструмент – самый низкий. Он называется фагот. В оркестре вы, вероятно, замечали его. Он сидит в конце самом оркестра. Этим инструментом Прокофьев изобразил Дедушку. Этот инструмент в состоянии играть очень разные вещи. Он в состоянии очень хорошо поворчать. Вот посмотрите, он такой Дедушка, он, в общем, добрый Дедушка, вероятно. Но он очень обеспокоен судьбой Пети, и немножечко ворчит вначале.

           Тема Волка. Волка Прокофьев изобразил не одним музыкальным инструментом, а тремя одинаковыми инструментами – аккордом из трёх валторн. Вот когда появляются валторны, значит, появляется вместе с ними и Волк.

           Охотники. Охотники идут довольно весёлой походкой. Волка они найти не могли, как это выяснится в сказке, пока его Петя ни поймал. Но, на всякий случай, эти храбрые охотники идут и время от времени постреливают из ружей, вероятно в надежде, что всё-таки вдруг и подстрелят Волка.

           «Выстрелы» - Барабан. Причём не одним барабаном, а большим барабаном и литаврами. Вот идут Охотники и «выстрелы» звучат в оркестре.

           Могли бы вы внимательно читать такую сказку, вот в вашем возрасте, скажем? Нет, конечно. Эта сказка для Прокофьева была только канвой, только основой, на которой он построил чудесное музыкальное произведение. Эта сказка исполняется не только для детей. Её играют лучшие симфонические оркестры и в нашей стране, и во всём мире. Это – сила прокофьевской музыки, его таланта!

           И, наконец, главное, в чём мы убедились, это то, что музыка, даже самая сложная музыка, - оперная, симфоническая, совершенно доступна и может стать понятной каждому, кто подойдёт к ней внимательно, с интересом, кто захочет вникнуть в её сердцевину, в её душу, а не ограничивается тем, что ждёт от музыки только лишь легкого, бездумного развлечения. Каждый из вас кто полюбил музыку, заинтересовался ею, пусть закрепит этот интерес, углубит эту любовь и отправится дальше в чудесный мир музыки.

Петя и Волк музыкальные инструменты в фотографиях